Горячая линия

8 (800) 600 00 00

Версия для
слабовидящих
Подать обращение
 

Вопросы и ответы

Прослушать

Вопрос № 1. Кто вправе обратиться на медико-социальную экспертизу?

Выдержка из Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2020 № 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы"  :

26. Услуга по проведению МСЭ оказывается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации (далее - получатели услуги по проведению МСЭ).

27. Получатели услуги по проведению МСЭ вправе участвовать в правоотношениях по оказанию услуги по проведению МСЭ в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) лично либо через законного или уполномоченного представителя.

 

Вопрос № 2. В какой срок проводится медико-социальная экспертиза?

Выдержка из Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2020 № 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы"  :

30. Оказание услуги по проведению МСЭ в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) осуществляется в сроки, не превышающие 30 рабочих дней с даты регистрации в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) направления на медико-социальную экспертизу получателя услуги по проведению МСЭ медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения либо заявления получателя услуги по проведению МСЭ об оказании услуги по проведению МСЭ со всеми необходимыми документами.

При необходимости запроса дополнительных медицинских документов, характеризующих состояние здоровья получателя услуги по проведению МСЭ, период времени, необходимый для получения указанных документов, в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, не засчитывается.

31. Оказание услуги по проведению МСЭ не может превышать 3 рабочих дней с даты регистрации в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) направления на медико-социальную экспертизу получателя услуги по проведению МСЭ медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в отношении следующих категорий граждан:

нуждающихся по заключению медицинской организации в оказании паллиативной медицинской помощи;

находящихся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющих дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к Правилам признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 9511 (далее - Правила признания лица инвалидом), нуждающихся в первичном протезировании.

 

Вопрос № 3. Какие документы необходимы для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы?

Необходимые документы для проведения медико-социальной экспертизы

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления услуги по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ)

(Выдержка из Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом  Минтруда России от 30.12.2020 №979н)

Для оказания услуги по проведению МСЭ представляются следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);
  • свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • удостоверение личности моряка;
  • удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов);
  • военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации  до оформления паспорта;

б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • удостоверение беженца;
  • удостоверение вынужденного переселенца.

г) документы, удостоверяющие полномочия законного или уполномоченного представителя (при наличии), а также документы, удостоверяющие его личность и место жительства, а для организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации - документы, удостоверяющие личность руководителя организации и назначение его на соответствующую должность.

Получатель услуги по проведению МСЭ может представлять копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения).

Справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу представляется получателем услуги по проведению МСЭ лично в бюро или направляется по почте;

е) письменное согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы, составленное по утвержденной форме.  

Форма утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 мая 2019 г. N 355н "Об утверждении формы согласия гражданина на проведение медико-социальной экспертизы"

Согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы представляется получателем услуги по проведению МСЭ (его законным или уполномоченным представителем) лично специалистам бюро или направляется по почте;

ж) заявление об оказании услуги по проведению МСЭ, если целями услуги по проведению МСЭ являются цели, предусмотренные подпунктами "и", "м", "н" и "о" пункта 24.1 Правил признания лица инвалидом, а также в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 34 Правил признания лица инвалидом.

Для оказания услуги по проведению МСЭ необходимы:

а) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, получателя услуги по проведению МСЭ,

б) направление на медико-социальную экспертизу, составленное медицинской организацией по форме N 088/у, и сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, или направление на медико-социальную экспертизу, составленное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения. 

Направление на медико-социальную экспертизу не требуется, если услуга по проведению МСЭ оказывается в целях, предусмотренных подпунктами "и", "м", "н" и "о" пункта 24(1) Правил признания лица инвалидом, а также в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 34 Правил признания лица инвалидом.

При оказании услуги по проведению МСЭ в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания необходимы следующие дополнительные документы:

а) акт о несчастном случае на производстве, или акт о случае профессионального заболевания,  либо заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья, либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

б) сведения о трудовой деятельности и стаже работы либо трудовая книжка (при ее наличии), если получатель услуги по проведению МСЭ не работает.

Сведения о трудовой деятельности и стаже работы могут быть представлены на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).

Получатель услуги по проведению МСЭ может по своей инициативе предъявить в бюро, главное бюро, Федеральное бюро вышеуказанные документы или их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в) дополнительно работодателем (страхователем) либо страховщиком представляются сведения о результатах специальной оценки условий труда пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

При оказании услуги по проведению МСЭ в целях определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту), гражданин, призываемый на военную службу (военнослужащий, проходящий военную службу по контракту), представляет в бюро имеющуюся у него информацию о родственных связях с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и подтверждает ее своей подписью с проставлением даты подачи указанной информации.

Бюро (главное бюро) не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации направления на медико-социальную экспертизу лица, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и информации о родственных связях с указанным лицом, представленной гражданином, призываемым на военную службу (военнослужащим, проходящим военную службу по контракту), запрашивает:

а) в органе, ответственном за предоставление сведений из Федеральной государственной информационной системы "Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния", сведения, подтверждающие родственные связи гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту), с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

б) в органе социальной защиты населения справку, подтверждающую, что лицо, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), не находится в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания (далее - справка о ненахождении лица в организации социального обслуживания).

Справка о ненахождении лица в организации социального обслуживания не требуется, если нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) определяется отцу, матери, жене, мужу, родному брату, родной сестре, дедушке, бабушке или усыновителю гражданина, призываемого на военную службу по мобилизации.

Гражданин, призываемый на военную службу (военнослужащий, проходящий военную службу по контракту), может по своей инициативе представить в бюро (главное бюро) подлинники либо копии свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, подтверждающих его родственную связь с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

При оказании услуги по проведению МСЭ в целях определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации, государственный служащий, подлежащий назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации, представляет в бюро информацию о родственных связях с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и подтверждает ее своей подписью с проставлением даты подачи указанной информации.

Бюро (главное бюро) запрашивает:

а) в органе, ответственном за предоставление сведений из Федеральной государственной информационной системы "Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния", сведения, подтверждающие родственные связи государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации, с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

б) в органе социальной защиты населения справку о ненахождении лица, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), в организации социального обслуживания.

Государственный служащий, подлежащий назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации, может по своей инициативе представить в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) подлинники либо копии свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, подтверждающих его родственную связь с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

При оказании услуги по проведению МСЭ в целях установления инвалидности в части определения причины инвалидности представляются дополнительные документы, предусмотренные Порядком установления причин инвалидности федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Получатель услуги по проведению МСЭ может по своей инициативе предъявить в бюро, главное бюро документы, предусмотренные вышеуказанным Порядком установления причин инвалидности федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы или их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для оказания услуги по проведению МСЭ в целях установления причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, бюро (главное бюро) запрашивает в органе, ответственном за предоставление сведений из Федеральной государственной информационной системы "Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния", сведения, подтверждающие родственные связи получателя услуги по проведению МСЭ с умершим.

Дополнительно к заявлению получатель услуги по проведению МСЭ может по своей инициативе представить в бюро (главное бюро) подлинники либо копии следующих документов:

а) медицинского свидетельства о смерти;

б) выписки из протокола (карты) патологоанатомического исследования;

в) справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом;

г) медицинские документы или их копии, имеющиеся в наличии у члена семьи умершего.

Для оказания услуги по проведению МСЭ в целях определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации прикреплен на медицинское обслуживание, представляются следующие документы:

а) направление на медико-социальную экспертизу;

б) заключение военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел Российской Федерации с указанием причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, приведшего к увольнению сотрудника, определяемой с указанием формулировки "военная травма";

в) копия приказа (выписки из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с болезнью или по состоянию здоровья.

Для оказания услуги по проведению МСЭ в целях определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, медицинской организацией, к которой сотрудник органов принудительного исполнения Российской Федерации прикреплен на медицинское обслуживание, представляются следующие документы:

а) направление на медико-социальную экспертизу;

б) заключение военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации с указанием причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, приведших к увольнению со службы, определяемой как "военная травма";

в) копия приказа (выписки из приказа) об увольнении сотрудника со службы в связи с болезнью или по состоянию здоровья.

 

Вопрос № 4. В каком порядке проводится прием и регистрация заявлений о предоставлении государственной услуги?

 

Вопрос № 5. Где проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза получателя гос.услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, проводится:

  • в бюро по месту жительства получателя гос.услуги (по месту пребывания, месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

  • на дому в случае, если получатель гос.услуги не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь;

  • в стационаре, где получатель гос.услуги находится на лечении;

  • заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро).

Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги, когда результатом ее предоставления является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, проводится:

  • в бюро по месту жительства получателя гос.услуги либо по месту прикрепления его к государственной или муниципальной медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.

  • на дому, в случае если получатель государственной услуги не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь,

  • в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении.

 

Вопрос № 6. Кем и как проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы.

Специалисты бюро, уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, изучают представленные документы, проводят анализ клинико - функциональных, социально - бытовых, профессионально - трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя гос.услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя гос.услуги принимают решение.

Решение бюро принимается простым большинством голосов специалистов бюро, проводивших медико-социальную экспертизу, в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты регистрации заявления о предоставлении государственной услуги с необходимыми документами.

Решение объявляется получателю гос.услуги, непосредственно после ее проведения в присутствии всех специалистов бюро, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают разъяснения по содержанию решения.

Специалисты, проводившие медико-социальную экспертизу, выдают получателю гос.услуги, признанному инвалидом, справку, подтверждающую факт установления инвалидности, по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010г №1031н.

Специалисты бюро разрабатывают получателю гос.услуги, признанному инвалидом, индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), по формам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 04 августа 2008г №379н.

При проведении медико-социальной экспертизы ведется Протокол проведения медико-социальной экспертизы в федеральном государственном учреждении и составляется Акт медико-социальной экспертизы

 

Вопрос № 7. Что такое программа дополнительного обследования?

В случаях, требующих специальных видов обследования получателя государственной услуги, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений специалисты бюро, проводившие медико-социальную экспертизу, составляют программу дополнительного обследования (ПДО).

ПДО может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получения заключения главного бюро, Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения получателя гос. услуги и другие мероприятия. После получения данных, предусмотренных программой, специалисты принимают решение. При отказе получателя гос.услуги от выполнения ПДО решение принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в протоколе проведения медико-социальной экспертизы.

 

Вопрос № 8. Как обжаловать решение и действие специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы?

Получатель вправе подать жалобу на действия (бездействие) специалистов учреждений МСЭ в письменной форме. Жалоба должна содержать сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии), а также доводы, на основании которых получатель гос.услуги не согласен с решением и действием бюро( главного бюро), предоставляющих услуги.

Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в бюро (Главное бюро, Федеральное бюро).

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае, если жалоба подана на решение бюро (главного бюро) в установленные законодательством РФ для обжалования решений сроки, жалоба рассматривается в месячный срок.

 

Вопрос № 9. Кто осуществляет контроль за предоставлением государственной услуги?

Текущий контроль за соблюдением специалистами бюро, главного бюро, Федерального бюро положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги (далее - текущий контроль), осуществляется постоянно в процессе предоставления государственной услуги соответственно руководителем бюро, главного бюро, Федерального бюро.

Периодичность осуществления текущего контроля в отношении бюро устанавливается руководителем главного бюро, в отношении главных бюро - руководителем Федерального бюро.

Контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро (далее - проверка).

Внеплановые проверки бюро, главного бюро, Федерального бюро проводятся по конкретному обращению (жалобе) граждан и (или) юридических лиц.

Основной целью при осуществлении плановой проверки является контроль за организацией и осуществлением медико-социальной экспертизы, выполнением бюро, главным бюро, Федеральным бюро, возложенных на них полномочий по предоставлению государственной услуги.

Внеплановые проверки бюро, главных бюро, Федерального бюро осуществляются на основании приказа соответственно главного бюро, Федерального бюро, Минтруда России.

Плановые проверки осуществляются не менее одного раза в 3 года.

По результатам выполненной проверки составляется акт выполненной проверки деятельности бюро, главного бюро, в котором приводится анализ обоснованности решения (решений) и выявленных дефектов в организации и осуществлении медико-социальной экспертизы.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

 

Вопрос № 10. Что определяют Правила признания лица инвалидом?

Правила признания лица инвалидом определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

 

Задать вопрос

Введите код на изображении *